На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мастер-ломастер

100 830 подписчиков

Оптимизация домашнего компьютера


Беда всегда приходит не вовремя. Черный экран с душераздирающей надписью Fatal Disk Error появляется обычно аккурат в тот момент, когда до сдачи какой-нибудь сверхнужной и сверхважной работы ? дела всей жизни ? остается ровно ночь. И даже если вы предусмотрительно сохраняли результаты своей работы на компакт-дисках или каких-нибудь других носителях, то на восстановление операционной системы со всеми нужными приложениями все равно уйдет не меньше суток? Или нет?

Нет, если вы заранее об этом позаботитесь. Как раз для предотвращения подобных ситуаций и существует целая когорта «образовальщиков» ? программ, создающих побайтовый образ жесткого диска или его раздела и позволяющих восстановить сохраненное состояние за время, необходимое для простого копирования файла архива с одного носителя на другой ? от десяти минут до часа. К ним относится  Norton Ghost и  Paragon Drive Backup  и многие другие.

Но чтобы иметь возможность создать образ работающей и настроенной операционной системы со всеми установленными приложениями, а главное ? чтобы суметь при необходимости восстановить из образа работоспособное состояние компьютера, не потеряв пользовательские данные и файлы, которые вы успели создать в промежутке между созданием образа диска и его использованием для восстановления, необходимо заранее подготовиться, правильно разбить жесткий диск вашего компьютера на разделы и настроить операционную систему.

В чем проблема?
К сожалению, «типовая» установка практически любой версии Windows, при которой жесткий диск используется «единым куском», то бишь на нем создается всего один раздел (диск C:\), никак не подходит для наших задач. Дело в том, что при таком «разбиении» диска и операционная система, и все приложения, и временные файлы, и пользовательские данные свалены в единую кучу и хорошенько перемешаны, поэтому делать образ подобного раздела и надеяться, что с его помощью вы сумеете восстановить рабочее состояние вашего компьютера, по меньшей мере неразумно: то есть систему-то с приложениями вы, может быть, и восстановите, а данные? Все-все-все рабочие файлы, документы, картинки, музыку? Ведь после восстановления дискового раздела из образа старый диск будет попросту затерт, и файлы, сохраненные на нем после создания образа, канут в Лету. Согласитесь, такое состояние компьютера, когда операционная система и программы наличествуют и работают, но все ваши данные уничтожены, вряд ли можно охарактеризовать как «рабочее». Такого казуса можно избежать, восстанавливая из образа не весь раздел, а лишь отдельные файлы или папки, например, Windows и Program Files. Но при этом никто не гарантирует вам избавление от тех проблем, из-за которых, собственно, обычно и приходится затевать восстановление системы ? ведь источники их могут таиться и в других папках жесткого диска.

Кроме того, когда диск используется «одним куском», то при создании образа в него неминуемо попадут не только нужные рабочие файлы, но и всяческий «мусор», ? временные файлы, файл подкачки, файл поддержки «спящего» режима, в который записываются промежуточные состояния компьютера во время его приостановки, файлы восстановления системы, кэш интернет-браузера и прочая ерунда, ее и хранить-то совсем не надо ? более того, зачастую проблемы с компьютером возникают именно из-за того, что подобного «мусора» в системе становится слишком много. А ведь в зависимости от конфигурации вашей системы объем этих файлов может достигать нескольких гигабайт! Понятно, что тратить место на архивных носителях и время на архивирование/восстановление подобного хлама вовсе ни к чему.

Поэтому перед созданием резервной копии работоспособной системы нужно решить две важные задачи:

- Разнести по разным разделам жесткого диска (или по разным жестким дискам, если их в компьютере более одного) системные файлы, файлы программ, файлы пользовательских данных и настроек и временные плюс служебные файлы, не нуждающиеся в архивировании.

- Перед созданием образа очистить жесткий диск от ненужного «мусора» для минимизации объема архивной копии.

Подготавливаем жесткий диск

Пожалуй, наиболее целесообразным является разбиение жесткого диска на три раздела, в первый из которых (диск C:) устанавливается собственно операционная система и все программное обеспечение1; второй (диск D:) отводится для файла подкачки и временных файлов, а третий (диск E:) целиком и полностью отдается на откуп пользовательским данным. Если в вашем компьютере более одного жесткого диска, то разделы С: и D: нужно создавать на разных физических дисках ? это значительно ускорит работу машины. При этом для диска С: нужно выбирать наиболее быстрый винчестер ? с временными файлами и файлом подкачки система «общается» реже, чем со своими собственными компонентами2. Раздел E: с пользовательскими данными можно размещать, в принципе, на любом из дисков, но желательно на том, что побольше: сколь бы объемным ни был винчестер, свободного места на нем почему-то никогда не бывает больше 15%. Такой вот странный закон компьютерной природы.

Хотя разбить диск на разделы можно и с помощью инсталлятора операционной системы, лучше воспользоваться для этого специальными утилитами, делающими процесс более простым и наглядным. Идеально для этих целей подходит программа Paragon Partition Manager, пробную версию которой вы найдете на компакт-диске этого номера3, однако можно воспользоваться и другими дисковыми утилитами. Еще один вариант ? загрузившись с приложенного к журналу компакт-диска4, выберите в загрузочном меню Paragon Drive Backup, в выпадающем меню «Диск» укажите тот винчестер, который вы хотите разбить, и с помощью меню «Разделы» создайте необходимое количество логических дисков нужного вам размера5 . При этом учтите, первый раздел должен быть «Основным» (Primary), затем нужно создать «Расширенный» (Extended) раздел на весь остаток жесткого диска , и, выбрав его в списке, внутри него создавать остальные ? логические (Logical) ? разделы . После этого выберите основной (Primary) раздел и примените к нему команду меню «Разделы ? Сделать активным» : без этого шага компьютер не будет рассматривать данный жесткий диск как загрузочный!

Выбор размеров раздела

Исходя из собственного опыта, я бы рекомендовал создать под операционную систему и программы (C:) раздел объемом от 5 до 10 Гбайт, под временные файлы (D:) ? от 2 до 4 Гбайт, а все остальное оставить для пользовательских данных (E:). При выборе объема разделов не забывайте, что для наилучшей производительности системы после установки всех требуемых программ и приложений на диске должно оставаться не менее 20% свободного места. Так, у меня операционная система Windows XP со всеми приложениями занимает чуть больше семи гигов из десятигигабайтного раздела, а на раздел для временных файлов отведено три гигабайта, из которых полтора приходится на файл подкачки (pagefile.sys).

Выбор файловой системы

По большому счету, выбор у вас небогат: FAT32 или NTFS. Более того: если вы собираетесь ставить операционку семейства Windows 98/ME, выбора у вас и вовсе нет ? остается только отформатировать все созданные разделы под FAT32, поскольку NTFS эти операционные системы не понимают7. Если же вы собираетесь устанавливать Windows 2000 или XP, я рекомендую вам отформатировать диски С: и D: (то бишь основной ? primary ? и первый логический разделы) под NTFS. Для раздела с пользовательскими данными в этом случае можно выбрать как FAT32, так и NTFS, но я бы отдал предпочтение последней  она надежнее, хотя и «тяжеловеснее». Но в этом случае я должен предупредить пользователей, не имеющих пишущего привода компакт-дисков или иного сменного носителя: если вы предполагаете хранить файлы образа системного раздела (диска C:) в разделе с данными (на диске E:)  что, конечно, не спасет вас в случае физического повреждения винчестера, но может помочь при «софтверных» сбоях  воспользуйтесь файловой системой FAT32, поскольку в случае использования NTFS вы не сможете получить доступ к файлам образа, загрузившись для восстановления с обычного загрузочного компакт-диска или дискеты8. Если же в вашем компьютере несколько жестких дисков, вы можете создать четвертый раздел специально для хранения файлов образа диска C:  естественно, этот раздел должен быть отформатирован под FAT32 и располагаться не на том же жестком диске, где и основной загрузочный (диск С:).

Настройка операционной системы

После того, как вы подготовили жесткий диск и разбили его на разделы, установите операционную систему. Увы, на этом ваша работа не завершена  к сожалению, любая операционная система от Microsoft устанавливается таким образом, что и системные, и временные файлы по умолчанию располагаются на диске C:. Поэтому следующим шагом станет настройка операционной системы. Рассмотрим ее на примере Windows XP. Полная настройка системы и «разнесение» пользовательских данных, системных и временных файлов по созданным нами разделам жесткого диска потребует следующих шагов:

- Перенос файла подкачки.

Щелкните правой кнопкой мыши по значку «Мой компьютер» и откройте вкладку «Свойства». На закладке «Дополнительно» нажмите кнопку «Параметры» раздела «Быстродействие». В открывшемся окне вновь выберите вкладку «Дополнительно» и в разделе «Виртуальная память» нажмите «Изменить». Выберите в списке дисков диск C:, включите переключатель «Без файла подкачки» и нажмите «Задать». Затем выберите диск D: выберите «Особый размер» и в полях ввода исходного и максимального размера укажите одно и то же число, в полтора-два раза превышающее рекомендованный объем файла подкачки, приведенный в самом низу окна . Тем самым вы застрахуете себя от динамического изменения файла подкачки и его фрагментации, каковые значительно снижают производительность системы. Вновь нажмите кнопку «Задать» и закройте окна «Виртуальная память» и «Параметры быстродействия».

 Перенос папок для временных файлов.

На закладке «Дополнительно» уже открытого окна «Свойства системы» нажмите кнопку «Переменные среды». В верхнем поле ввода измените значения переменных TEMP и TMP на d:\temp. Если в вашей системе несколько пользователей, эту операцию необходимо проделать для каждого из них, входя в систему под их именем. В нижнем поле ввода ? «Системные переменные» ? найдите переменные TEMP и TMP и также измените их значения на d:\temp . Теперь все временные файлы система будет хранить на диске D:. Закройте «Свойства системы».

- Перенос папки очереди печати.

Откройте «Панель управления», выберите «Переключение к классическому виду», затем откройте папку «Принтеры и факсы». Из меню «Файл» откройте пункт «Свойства сервера». На закладке «Дополнительные параметры» в поле «Папка очереди печати» укажите d:\printers и подтвердите изменения . Теперь временные файлы печатаемых документов также будут создаваться на диске D:.

- Перенос временных файлов Интернета (Temporary Internet Files).

Откройте панель управления «Свойства обозревателя» и на закладке «Общие» в разделе «Временные файлы Интернета» нажмите кнопку «Параметры». В открывшемся окне в разделе «Папка временных файлов Интернета» нажмите кнопку «Переместить» и выберите диск D: . В корне этого диска будет автоматически создана папка Temporary Internet Files, где и будут храниться все временные файлы.

С помощью этих нехитрых операций мы добились того, что практически все временные файлы, создаваемые при работе системы, будут располагаться на диске D:, что ускоряет работу и заодно сокращает объем архивируемых данных. Однако и это еще не все: пользовательские данные (такие, как почтовые базы данных, папки «Мои документы», «Рабочий стол», «Избранное» и другие) Windows XP также хранит на диске С: в подпапках внутри папки Documents and Settings. А значит, при восстановлении диска С: из сохраненного образа содержимое этих папок тоже «восстановится» до состояния на момент создания архива  и все новые документы, все, что вы положили на «Рабочий стол», все ссылки в «Избранном», вся почта и прочие полезные вещи будут уничтожены. Во избежание этого настроим систему таким образом, чтобы она хранила все эти папки и файлы в третьем логическом разделе  на диске E:. В этом нам поможет маленькая утилита TweakUI от Microsoft, которую можно найти по адресу www.microsoft.com/windowsxp/pro/ downloads/powertoys.asp. Все последующие операции вам нужно будет проделать по очереди для каждого из пользователей, зарегистрированных в системе.

- Перенос папки «Мои документы» и всех вложенных подпапок.
Щелкните правой кнопкой мыши по папке «Мои документы» и выберите пункт «Свойства». На закладке «Папка назначения» в поле «Размещение конечной папки» введите новый путь например, E:\Documents\[имя_пользователя]\My Documents и нажмите «Применить» . Тем самым вы перенесете папку «Мои документы» и все вложенные папки («Моя музыка», «Мои рисунки», «Мое видео» и т.д.) на другой диск.

- Перенос прочих пользовательских папок.

Откройте в «Проводнике» диск E: и скопируйте из папки C:\Documents and Settings\[имя_пользователя] в папку E:\Documents\[имя_пользователя] подпапки Desktop и Favorites.

Запустите Tweak UI и выберите в левой панели пункт My Computer > Special Folders. В правой панели вы увидите выпадающий список специальных папок. В этом списке нас пока будут интересовать только элементы Desktop и Favorites. Выберите их, нажмите кнопку Change Location и, не обращая внимание на предупреждения от Microsoft, в открывшемся окне выберите соответственно папки E:\Documents\[имя_ пользователя]\Desktop и E:\Documents\ [имя_пользователя]\Favorites . Этим мы перенесем на новое место папку, где хранится все содержимое «Рабочего стола», и папку «Избранное».

- Перенос папки «Общие документы».

Скопируйте из папки C:\Documents and Settings\All Users папку «Общие документы» в папку E:\Documents\All Users. После этого на все той же панели Tweak UI выберите по очереди папки Shared Documents, Shared Music, Shared Pictures и Shared Video и укажите в качестве нового местоположения скопированную папку «Общие документы» и ее подпапки.

Перемещать остальные системные папки  например, папку с содержимым меню «Пуск» (Start Menu), папку с шаблонами (Document Templates) и прочие доступные из выпадающего списка Tweak UI специальные папки настоятельно не рекомендую: их содержимое мало зависит от действий пользователя и привязано к состоянию системы и установленных приложений, а значит, они должны архивироваться и восстанавливаться вместе с системой.

- Перенос почтовых баз данных Outlook Express.

Создайте в папке E:\Documents\ [имя_ пользователя] подпапку Mail.

Запустите Outlook Express и откройте меню «Сервис» > «Параметры». На вкладке «Обслуживание» нажмите кнопку «Банк сообщений», затем «Изменить», и в открывшемся окне выберите папку E:\Documents\[имя_пользователя]\Mail. Закройте Outlook Express и перезапустите ee (рис. 11).
Для настройки места хранения почты других почтовых клиентов (Outlook, The Bat!) воспользуйтесь их системами помощи.
Еще раз хочу напомнить, шаги 5\8 нужно повторить для каждого пользователя системы, по очереди входя в систему под их именем.

Теперь мы добились практически полного разделения функциональности логических дисков: на диске С: у нас установлена система, диск D: используется для временных файлов, а на диске E: хранятся пользовательские данные. Вообще-то эту работу за нас должна была сделать компания Microsoft, но увы?

Настроив систему таким образом, с помощью программы Drive Backup,  создайте первоначальный образ диска С:. Это образ может пригодиться вам, если в процессе конфигурирования операционной системы и установки софта что-то пойдет не так. После этого можно переходить к следующему этапу : настройке системы и ее наполнению прикладными программами. И здесь хотелось бы тоже дать несколько советов.

- Перед установкой программ полностью настройте и оптимизируйте операционную систему с помощью «Панели управления» и разнообразных твикеров.

- Еще раз сделайте образ настроенной «голой» системы!

- Прикладные программы устанавливайте не «чохом», а поштучно. Перед установкой каждой программы или драйвера создавайте точку восстановления! Многие современные инсталляторы делают это сами, но перестраховаться не помешает. Для создания точки восстановления запустите программу восстановления («Пуск» > «Программы» > «Аксессуары» > »Служебные» > «Восстановление системы»), выберите «Создать точку восстановления» и следуйте инструкциям мастера .

- После установки не хватайтесь сразу за следующий инсталлятор. В первую очередь откройте свежеустановленную программу и проверьте, все ли работает. Обязательно посмотрите настройки программы: если она создает какие-то временные файлы, постарайтесь научить ее делать это на диске D:. Если же в процессе работы программа создает пользовательские базы или файлы данных, укажите ей, что это можно делать только на диске E:

- Если все работает нормально  повторяйте пункты 3\4 для следующей программы. Если нет  деинсталлируйте установленную программу с помощью панели управления «Установка и удаление программ», затем откройте программу восстановления системы и «откатитесь назад» на сохраненную перед установкой точку восстановления . Делать это без деинсталляции не рекомендую: программа восстановления системы вычищает реестр и удаляет все исполняемые файлы, а вот весь остальной мусор от ранее установленной программы останется на диске, и найти и удалить его будет довольно проблематично.

И вот, наконец, настал светлый миг  система установлена и сконфигурирована, все программы работают без сбоев, все чудно. «Погоняйте» компьютер денек-другой: если никаких проблем не обнаружится, можно создавать финальный образ полностью работоспособной и настроенной системы  то бишь диска С:. Но, чтобы уменьшить объем, занимаемый этим образом, проделайте еще несколько манипуляций.

- Очистка диска и удаление сохраненных точек восстановления.

Откройте «Мой компьютер», щелкните правой кнопкой по диску С: и выберите пункт «Свойства», затем  «Очистка диска». В открывшемся окне на вкладке «Очистка диска» отметьте все предлагаемые для удаления файлы, за исключением «Сжатия старых файлов» . Затем перейдите на вкладку «Дополнительно» и в разделе «Восстановление системы» нажмите кнопку «Очистить»  информация о всех точках восстановления, за исключением последней, будет удалена . Нажмите «ОК».

- Отключение поддержки спящего режима (Hibernate).

Если вы используете «Спящий режим», когда компьютер перед выключением сбрасывает на жесткий диск содержимое памяти, а после включения загружается в исходное состояние, то перед записью образа диска С: этот режим нужно отключить  тем самым вы удалите из корня диска С: файл hiberfil.sys, размер которого равен объему установленной оперативной памяти. А после восстановления из образа этот режим можно будет вновь легко включить. Для включения/отключения этого режима откройте панель управления «Электропитание» и поменяйте параметры на закладке «Спящий режим» .

- Дефрагментация диска.

Наконец, вновь откройте «Свойства» диска C:, перейдите на закладку «Сервис» и выполните дефрагментацию диска . Мало того, что от этого компьютер начнет работать быстрее ? за счет дефрагментации Paragon Drive Backup сможет сильнее сжать образ диска.
Вот и все премудрости, необходимые для грамотной подготовки системы к архивации и восстановлению. И если вдруг, тьфу-тьфу-тьфу, ваша операционка прикажет долго жить, это никоим образом не испортит вам настроение. Ведь на ее полное восстановление в идеально настроенное и наполненное прикладным софтом состояние у вас уйдет не неделя, а всего лишь час.

Картина дня

наверх